Вот за чем и почему я хожу на концерты Крыса) очень точно всё поймано и подмечено Если в слове "музыка" сделать две ошибки, получится слово "магия" -
есть такой язык, иногда я на нем думаю фрагментами,
и - о нет, это не ошибки.
Это промысел.
Это магия и огонь
(мм, Капитан Жар Огня! мой капитан!)
и жизнь, пойманная, но не запертая в клетку, отпущенная и летающая вольно;
и
"есть мнение, что человек поет ртом. это не так: человек поет всем собой".
Они двои делали музыку,
а рождалась магия.
("жар" и "двои" - это я лексики и категорий мышления из "Тисового меда" набралась; впрочем, уместно здесь; ведь речь о том же: о жизни на полную катушку, о песне песен и о самозабвенном плясе между землей и небом).
По ходу, вчерашний (позавчерашний) концерт Крыса и Жубы Феррейра - один из лучших эвер концертов, на которых мне посчастливилось побывать.
(и спасибо БГ, который за без малого полтыщи "Аэростатов", не считая всего остального, научил меня - не скажу "слушать" - воспринимать музыку,
ловить,
совершенно иначе, чем я раньше, понимать крутое от обычного,
доаэростатной мне было бы вчера не вау,
я ж типа считала, что музыка - это такая штука слова оформлять, гармоничная последовательность необязательных звуков, и тосковала на проигрышах, и ждала, когда же наконец текст начнется или возобновится, и думала что-то вроде "да хватит уже изощряться, переходите к сути",
а теперь это и есть самое главное,
и вот они играют, и нет уже никаких слов, и не нужны уже никакие слова, все нужные слова сказаны и спеты, и ребята резвятся, как людены в космосе, и я думаю: "только не останавливайтесь. только не останавливайтесь, пожалуйста! продолжайте! делайте это еще, продлите эту песню на минуточку хотя бы, на длинную-длинную минуточку",
и музыки происходит много,
но мне все время мало.
и я сижу напротив Жубы Феррейра, смотрю на его лицо в изменчивом свете сцены, на пальцы на инструменте, на плечи, на ноги, на корпус - его тело наслаждается; это как было в "Парадоксах Младшего Патриарха" у Раткевич, и не перепутать ни с чем; и Крыс рядом - то же самое; и вот я думаю: кто бы со мной (из меня?) такое сделал, что Жуба делает из набора звуков, а в общем-то - из ниоткуда извлекает при помощи инструментов и умений, создает, переглядывается со звукарем, подает ему знаки, и происходящее - чистый акт вдохновенного творения, сладкая верхушечка пирамидки Маслоу).
Иногда у меня замирает сердце.
Они там на сцене прутся, прутся НЕВЕРОЯТНО, в постоянном контакте друг с другом и с залом, горят, творят, прутся от происходящего на всех возможных уровнях и транслируют это, транслируют, ТРАНСЛИРУЮТ по площадям,
таков и должен быть концерт!
Чтобы не то что обмазаться музыкой или там ухо окунуть, а оказаться в ее толще и обнаружить, что ты не просто = умеешь дышать под водой =, а именно здесь лучше всего и дышится. Эти ритмы и этот бешеный-но-спокойный кайф - естественны. И можно отдаться происходящему и перестать следить самой за тем, чтоб не передознуться. Двои, которые на сцене, хорошо себя дозируют. Все про это знают и понимают лучше тебя. Прямо на какой надо интенсивности фигачат - и не дольше, чем следует; пробки не вышибает. И это даже не опасная грань. Это "что это за запах? - свежий воздух, сэр". Музыка - магия - ходит волнами по залу, поднимает калечных, поднимает заеденных, уставших, расслабленных, разом растворяет в себе и концентрирует, пускает в пляс, молодит, расправляет. Тварей дрожащих наделяет правами. Я и сама еще несколько лет назад тоже вскочила бы и плясала без усталости и без оглядки, одна или со всеми, и подпевала бы; но теперь не так.
Теперь я просто сижу максимально близко к источнику магии, прямо напротив.
Очень открыта. Распахнута, как окна в апрель.
Очень смотрю.
Иногда закрываю глаза и смотрю без глаз.
И поток идет через меня. И постепенно я становлюсь абсолютно прозрачной, проницаемой, на какие-то мгновения - единосущной музыке.
По законам диффузии.
Она заполняет меня, как сосуд, ее ритмы и вибрации, ее серебряные звуки, ее эхо - внутри и снаружи.
Она пронизывает меня, проходит через тело свободно, я не препятствие на ее пути.
Все, что бывает только
live.
Ни в какой записи этого не передать.
Музыка - тоже в своем роде концентрат жизни.
С другой стороны, сегодня (уже вчера) я хожу по дымчато-закатному своему городу, слушаю альбом "Босикомбыла" на повторе и прикидываю, как бы так аккуратно и ловко написать Крысу:
а что нужно сделать, чтобы вы с Жубой записали "Седлай коней"?
Очень надо!
И это было так идеально верно.
Прийти сразу с Чусовой, с кораблем за плечами, "из лесу, вестимо" - из леса, из-за леса, из-за гор, с большой воды, непосредственно с электрички, из непростого приключения, из эйфории в эйфорию - как из Брешии в Брешию,
сесть максимально близко и прямо напротив
того, кто в слове музыка сделает две ошибки. Сознательно и умело. Две безошибочные ошибки.
Ну, про Крыса вы и так все знаете, а Ж.Ф. - крутой music-maker и мощный magician. И видно, что, как и свойственно чувакам подобного уровня, хорошо все про себя понимает; видно - по дистанции, которую держит. Профессиональная отчужденность; не столько выбор, сколько побочный эффект, следствие выбора.
Резвящиеся людены / высокоуровневый маг за работой - это и хлеб, и зрелище.
Поразительно, как они двои такие разные и такие... совершенно под стать друг другу. Нашлись и сыгрались. Слово из "Тисовой медовухи" - спелись. "Сыгрались" - про люденов слово.
Разные, равные, взаимодополняющие.
Целое больше суммы частей.
В дуэте трое: двое и то(т), во имя которого они собрались.
// Легенда о Гаммельнском крысолове и всякие там байки про сидов - о том, как музыка _уводит_.
Вот я крепко подозреваю, что с обратной стороны эти истории - о том, как музыка приводит. Тебя к тебе. //
Я потом подходила, говорила, обнимала. Но что-то передать, а что-то не передать.
Там были новые песни.
И прежние, ставшие вдруг новыми.
И просто прежние.
И что-то вроде одобрения: кто живет жизнь, тот все правильно сделал; начала благословенны, финалы закономерны, а то, что между ними, - слащь и головокружение, а прямо сейчас - весна, весна, со всеми ее зовами, отзывайтесь, зовите.
Тот концерт,
как и весь тот день,
постепенно давал мне почувствовать силу (вновь; вспомнить, начать возвращать себе свою силу - утраченную, забытую, в чем-то даже преданную) и принадлежность миру (включенность в мир).
Ощутить себя свидетелем чудес
с близкого расстояния
(вот как тоже было с соболем на Чусовой).
Слишком много слишком сумбурных слов.
Надо было написать просто и ясно:
если в слове "музыка" сделать две ошибки, получится слово "магия" -
вот только это не ошибки.
Яркий тому пример - концерт Крыса и Жубы Феррейра в корчме "Пристанище", в которую я не ходила раньше ни разу и ваще-т не собиралась впредь, но раз такое дело... Заодно и предубеждение свое избыла (которое, надо полагать, красило меня так же, как невесту - прыщ на голове, и вот опять я не могу без скрытой цитаты).
Крыс и Жуба дали жару.
Дали огня.
После Прометея за подобное не приковывают, а возносят; вот и я возношу (уж как умею).
И пара видосов от Сережи Ивкина.
Только, как я уже говорила, в записи не передать.
(это как с иконами: просто костыль-в-помощь, отпечаток, и надо смотреть сквозь;
да и со словами та же история).
Песни после конца, потому что конец - это еще не конец.